МВА образование и формирование профессиональной компетентности Современная бизнес среда выдвигают задачу формирования активной личности, обладающей знаниями экономики и активно участвующей в такой деятельности. Это ставит перед украинской системой образования задачи развития экономической компетентности специалиста. Решение этой проблемы имеет стратегическое значение для будущего нашего государства. Известно, что экономическая компетентность является фактором ограничения негативных воздействий субъектов рыночных отношений, в оценке деятельности не только с позиций экономической целесообразности, но и моральной ценности. Образование должно учитывать системный характер трансформационных процессов в обществе и экономике. Понятие экономическая компетентность определяется как составную часть профессиональной компетентности, является интегративной качеством личности в сочетании с экономически значимыми качествами (инициативность, критичность мышления, мобильность), отражает готовность личности выполнять профессиональную деятельность при решении организационно-экономических задач. Экономическая компетентность (профессиональная бизнес компетентность) формируется в деятельности индивида. Экономическая компетентность обеспечивает формирование экономических качеств личности, способствующих успешной социализации. Экономическая компетентность - это динамический процесс, который длится на протяжении всей профессиональной жизни личности. Экономическая компетентность активно формируется в профессиональной деятельности, где закладывается основа экономического поведения, которая корректируется в соответствии с конкретными ситуациями, и изменяется, когда человек выбирает другую деятельность или прекращает работать. Экономическая компетентность является интегральной составляющей других компетенций и выполняет функцию важной компоненты, в то же время, она включает в себя элементы других компетностей, поскольку, как показывает анализ научно-педагогических источников, экономическая, трудовая, экологическая, правовая, нравственная и другие виды компетностей является частью единого сознания личности, а потому они всегда пересекаются между собой. Структурировать экономическую компетентность можно по различным критериям:
Также к элементам структуры экономической компетентности относят: совокупность экономических знаний, экономическое сознание, экономическое мышление, экономические навыки и умения. Интегральные компоненты структуры экономической компетентности рассматриваются также как: экономическая идеология, экономическое мышление, хозяйственная психология, экономическое сознание, навыки экономического поведения. Компонентами структуры экономической компетентности являются:
Среди главных критериев экономической компетентности определяют морально-ценностный выбор средств достижения поставленной экономической (бизнесовой) цели, а также морально оправданное экономическое поведение в процессе экономической деятельности с другими субъектами экономических отношений. Показателями проявления этих критериев являются: формулирование экономически целесообразной цели, имеет социальное значение; порядочность по отношению к другим; ответственность за результат своего труда и адекватная самооценка. Можно сделать вывод, что, как и любая другая компетентность, экономическая компетентность требует цели деятельности, сформирования определенного уровня знаний и умений, опыта определенной деятельности и своего отношения к этой деятельности. Соответственно мы определяем четыре составляющие экономической компетентности: 1) мотивационный; 2) когнитивный (система экономических знаний); 3) морально-ценностный; 4) деятельностный. Вышеупомянутые компоненты структуры экономической компетентности мы рассматриваем как равные процесса формирования экономической компетентности. В основе формирования знаний и умений лежит мотивация. Сложившаяся мотивация становится предпосылкой дальнейшего обучения, в результате которого формируется система знаний и умений, которые впоследствии критически переосмысливаются и корректируются в процессе профессиональной деятельности. Возможно также проследить и обратную связь, именно в процессе профессиональной деятельности может проявляться недостаток знаний и умений, который является предпосылкой формирования мотивации для дальнейшего обучения, завершающегося собственным (внутренним) или формальным (внешним) обучением. Мотивационный компонент структуры экономической компетентности является сложным полиобразованием, синтезом мотивации обучения и мотивации дальнейшей профессиональной деятельности или мотивации труда, мотива экономической безопасности, мотива достижения контроля над ситуацией, мотива получения доходов, мотива престижа. Мотив безопасности - обеспечивает ориентацию на заранее выбранную цель и тесно связан с категорией «экономическая безопасность индивида». Мотив достижения контроля над ситуацией реализует целевую ориентацию индивида на обладание властью, на чувство независимости от других. Мотив получения доходов - стремление обеспечить себя финансовыми средствами путем выбора самых удачных форм накопления и умелого комбинирования различных вариантов. Мотив престижа символизирует направленность индивида на демонстрацию окружению своих материального достатка. Под экономическими знаниями мы понимаем результат процесса познания экономических категорий, теории и законов, их адекватное отражение в сознании индивида в виде понятий, суждений, убеждений экономической направленности. Морально-ценностный компонент тесно связан овладением нравственными категориями, ценностями, принципами и идеалами, выработанными в процессе онтогенеза человечества и принятым в обществе. Деятельностный компонент - удовлетворение потребностей человека реализуются в процессе экономической деятельности. Экономическая (бизнес) компетентность - это синтез экономических знаний, умений и навыков в сочетании с опытом экономической деятельности. В процессе организации экономической деятельности личности решаются следующие задачи: 1) развитие профессиональных знаний и навыков; 2) формирование определенного опыта экономической деятельности, наблюдение за другими членами коллектива, формирование собственного экономического поведения; 3) развитие механизмов саморегуляции. Экономический интерес может быть предпосылкой формирования экономических мотивов, которые, в свою очередь, аккумулируют желание получить экономически направленную информацию и выстроить адекватное экономическое поведение, которое основывается на экономических знаниях, умениях, навыках и экономическом опыте их использования. Таким образом, под экономическим направлением мы понимаем ту экономически важную информацию, те навыки и умения, которые специалисты смогут сформировать в процессе профессиональной подготовки и совершенствовать в дальнейшей профессиональной деятельности. Формирование экономической компетентности специалистов представляет собой процесс, требующий системного влияния на становление и дальнейшее развитие личности. Программы профессионального обучения МВА привзваны внести свою лепту в этот процесс. Мотивация является стимуляцией желания к получению новых знаний, умений и навыков с целью овладения экономической компетентностью. Мы определяем положительную мотивацию к формированию экономической компетентности как базовое педагогическое условие, поскольку она является залогом желания специалистов развивать и углублять свои знания в бизнесе и управлении. Есть запрос общества на высококвалифицированных, экономически грамотных управленцев, которые имеют достаточную экономическую компетентность для выполнения своих профессиональных задач и сосуществования с другими субъектами в экономико-правовом поле. Таким образом, общество влияет на выбор и поведение личности, формируя положительную мотивацию к обучению. Мы считаем, что формирование экономической (бизнес) компетентности специалистов невозможно без формирования экономического мышления. Термин «экономическое мышление» является производным от общего термина «мышление» и широко используется в социологии, философии, педагогике, экономике, менеджменте и в других областях знаний. Стратегия исследования экономического мышления основана в сочетании системного и междисциплинарного (интегративного) подходов. Такое сочетание подходов позволяет не только максимально использовать функциональные возможности академических предметов, анализируя категорию «экономическое мышление», но и увидеть пути коррекции и развития. Целостное экономическое мышление является основой экономической компетентности. Реализации задачи приобретения экономической компетентности служат условия организации учебного процесса на основе контекстного подхода, особенностью которого является формирование знаний, умений и навыков, подчиненного развитию сложной системы профессиональной деятельности. Достижение такого результата требует изменения форм и методов организации профессионального обучения: необходимо обучать слушателей работать в меняющихся условиях. Именно поэтому смещается акцент от овладения знаниями, умениями и навыками к их применению в соответствии с ситуацией. В этом контексте используются формы и методы проблемного обучения, игровые формы, метод кейсов. Контекстными методами обучения считаем репродуктивно-игровые (деловые игры, игровое проектирование); репродуктивно-продуктивные (анализ конкретных ситуаций профессиональной деятельности, решение ситуационных профессиональных задач, выполнение индивидуальных заданий) производительные (основанные на реальных профессионально-практических ситуациях). Среди критериев экономической компетентности будущих специалистов мы выделяем желание быть востребованными в экономической деятельности; наличие экономических знаний, умений и навыков; сложившееся мировоззрение относительно правовых основ экономической деятельности, непосредственный опыт экономической деятельности. Совокупность этих критериев и составляет экономическую компетентность специалистов. |