/  

Мало кто из Директоров может сказать, что он идет учиться на степень мастера делового администрирования (англ. Master of Business Administration — MBA), чтобы овладеть профессией “директор”. В Украине МBА — это, безусловно, престиж и конкурентное преимущество, но не стоит тратить деньги на обучение, если для Вас наличие степени MBA означает лишь это.

Что реально дает МВА руководителю

У всех нас есть определенный потолок, достигнув который мы начинаем испытывать потребность в новых знаниях. Директор может быть очень талантливым, умеющим организовать работу компании с нуля, но редко встречаются люди, способные одинаково успешно управлять предприятием на всех его жизненных циклах. MBA помогает Директору адаптироваться к новому этапу развития бизнеса.
Высший пилотаж — научиться обращать жизненный цикл предприятия вспять — от зрелости к молодости: воодушевить коллектив, дать новое направление развития. Этому не научат вузы и самообразование. Методом проб и ошибок в таких случаях действовать тоже опасно: цена может быть слишком высока. Преимущество MBA в том, что обучение построено на реальных примерах ошибок и успехов компаний — кейсах, решение которых — своего рода тренинг управления компанией.

Очень важный мотивирующий фактор к получению МВА — расширение круга знакомств, общение с коллегами, обмен опытом. МВА помогает и в самоорганизации: хотя в программе нет специального курса управления временем, он структурирует работу директора. Невольно учишься так распоряжаться собственным временем, чтобы выделять время на учебу.

Большой объем знаний, полученных в процессе обучения, дает руководителю импульс к дальнейшему развитию: как собственному, так и развитию компании. Но идти на MBA до 30 лет не имеет смысла: это лучше сделать после получения определенного жизненного опыта и опыта работы с людьми. 

Директора начинают обучаться на MBA, потому что хотят:

  • Систематизировать свой опыт и знания.
  • Найти новые идеи для развития бизнеса.
  • Преодолеть одиночество лидера. Мао Цзедун говорил: «Я одинокий монах, бредущий по миру с дырявым зонтиком». Так же и Директор: на вершине он видит далеко вокруг, но там всегда холодно и одиноко. Когда руководитель компании приходит в свою профессиональную среду, например, на отраслевую выставку, то он тоже не может быть там достаточно откровенен, так как вокруг находятся конкуренты. А вот когда Директор приходит в аудиторию, где собрались люди, занимающие те же позиции, но из разных отраслей и городов, то понимает, что они сталкивались с похожими проблемами. К тому же у коллег накоплен огромный опыт, так что найти решения они могут сообща.
  • Сменить место работы или начать свой проект. Часто наемные Директора хотят создать свой бизнес или готовятся попробовать себя в качестве наемного директора, но на другом уровне. Это типичное явление для слушателей Executive MBA. По нашим опросам, от 20 до 25 процентов руководителей приходят на программу, чтобы подготовиться к смене сферы деятельности. Но жесткий образовательный марафон (1,5-2 года обучения) выдерживают не все: в среднем 17 процентов (то есть каждый шестой) отсеиваются в процессе обучения.

 Нужна ли степень MBA Вашим сотрудникам

Сейчас большая часть топ-менеджеров в моей компании или уже получили MBA или находятся в процессе обучения. Наше мнение, что руководители отделов со степенью MBA чаще генерируют идеи, которые среднестатистический менеджер никогда бы не придумал, а стал бы решать проблему так, как подсказывает опыт.